Св. благ. князь Андрей Суздальско-Нижегородский и прп. Евфимий Суздальский. Икона ХХI в. Покровский монастырь

Св. благов.кн. Андрей СУЗДАЛЬСКИЙ-НИЖЕГОРОДСКИЙ
Монастырь основан в 1364 году святым благоверным князем Андреем Суздальско-Нижегородским. Скончался князь в 1365 г., приняв перед смертью монашество. Похоронен был в Преображенском соборе Нижнего Новгорода. Память 2/15 июня.

Прп. Евфимий СУЗДАЛЬСКИЙ
Первым духовным наставником Покровской обители стал прп. Евфимий, строитель Спасского мужского монастыря в Суздале, спостник и собеседник прп. Сергия. Преставился в 1404 году.
Память 1/14 апреля,обретение мощей 4/17 июля 1507 г.

Прп. София Суздальская. Икона ХХ в. Покровский монастырь

Прп. София СУЗДАЛЬСКАЯ
Прп. София, в миру великая московская княгиня Соломония Юрьевна Сабурова, супруга Василия III. Подвизалась в Покровском монастыре 17 лет. Скончалась в 1542 году и была погребена в усыпальнице главного монастырского собора. В середине XVII века была местно канонизирована. В 2007 г. почитание ее вынесено на всецерковный уровень.
Память 16/29 декабря,обретение мощей 1/14 августа 1995 г.

Прп. Елена Московская. Современная икона

Прп. Елена МОСКОВСКАЯ
В первой четверти XVI века в обители подвизалась прп. Елена (Девочкина). В 1524 году Василий III перевел ее из Суздаля в Москву и поставил первой игуменией Новодевичьего монастыря.
Преставилась подвижница в 1547 году. Мощи почивают под спудом.
Память 18 ноября/1 декабря

Игум. Мария (Либеровская). Фото 1910 г.

Игумения Мария (ЛИБЕРОВСКАЯ)
В 1915 году настоятельницей Покровского монастыря была поставлена Мария (Либеровская). При ней в 1923 году монастырь был закрыт. В 1930 году игумению Марию сослали в Архангельск на три года. Расстреляна за веру в 1937 году на полигоне Балино в Иванове.
Память 1/14 октября.

Святая преподобная София, суздальская подвижница веры и благочестия, в миру Соломония Сабурова, была супругой великого московского князя Василия III, при котором Русь переживала свое лучшее государственное время. Бог Промыслитель предызбрал ее в число верных Своих угодников, показав на ней славу Своей Божественной силы и премудрости.
Соломония родилась около 1490 года. Она рано лишилась родителей. Но Отец Небесный восприял эту сироту, чтобы явить ее великой молитвенницей в земле Русской. Отроковица воспитывалась в семье набожной тети, горячо любившей ее. В этом доме, как в доброй школе, она и выросла, наученная благочестию и страху Божию как высшим наукам духовной жизни.
Благодаря добрым нравам, заложенным в ней с детства, Соломонии суждено было стать великой княгиней московской. Государь избрал ее из полутора тысячи знатных дочерей, приехавших с разных концов Русского государства. Доверенные люди великого князя особое внимание обращали не только на благочестие и происхождение девиц, но и на их здоровье, ибо великокняжеская семья Рюриковичей всегда заботилась о будущем своей династии - наследнике престола.
4 сентября 1505 года было совершено церковное венчание державных супругов – Василия III и Соломонии Сабуровой. Жили они в большой любви, мире и согласии. Воистину, добродетельная жена – венец для мужа своего (Притч. 12:4). Княгиня отличалась редкой красотой, но в то же время была очень скромна и благочестива.
Двадцать лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив о себе память как о добродетельной жене, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия.
Единственным горем, омрачавшим жизнь державных супругов, было их бесчадие. Эта скорбь побуждала великокняжескую чету к совместным молитвам о даровании наследника престола. Почти ежегодно они усердно совершали паломничества во святые обители Руси. Чаще всего супруги ездили в известный Троицкий монастырь на поклонение Сергию, Радонежскому чудотворцу, и со слезами молились у его святой раки.
С той же скорбью о себе Василий III и Соломония посетили однажды Покровский монастырь в городе Суздале. Из почтения к этой обители великий князь повелел начать здесь каменное строительство. А в 1526 году Покровская обитель стала местом иноческих подвигов княгини Соломонии, оставившей великосветскую жизнь, более того, в своих стенах она же и упокоила эту неутомимую подвижницу. Бог, знающий сущия Своя и поспешающий им во всем благом (2 Тим. 2:19), судил русской княгине взойти на высшую жизненную ступень - иноческую, духовную, отдающую себя всецело служению Вечному Богу.
В первой четверти XVI века возникло беспокойство в высоких кругах Руси о возможном пресечении древней великокняжеской династии Рюриковичей. Близкие князю люди советовали ему расторгнуть брак с Соломонией, так как она, по их мнению, служила прямым препятствием к продолжению рода.
Но великая княгиня была еще и великой в жизни, стояла выше дворцовых распрей. Видя, что нет Божия благословения на продолжение династии и не желая ссоры при дворе, она мудро умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие.
Постриг был совершен в Московском Рождественском монастыре, а монашес-кая жизнь потекла уже в Суздале в Покровской обители, где красовались замечательные храмы, отстроенные на вклады великокняжеского дома.

Отдавшись всей душой служению Богу, великая княгиня, в иночестве София, явила редкий образ христианского подвижничества по примеру древних иноков Церкви Христовой. Непрестанная молитва, чтение Слова Божия и постоянный труд занимали все дни ее пребывания в монастыре, помогали обрести совершенство духовной жизни. Молва о святости инокини Софии быстро расп-ространялась по всей Руси, ибо не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14).
Семнадцать лет подвизалась преподобная в Покровском монастыре, и здесь же 16 декабря 1542 года она мирно предала душу свою в руце Божии. Тело святой подвижницы погребли в усыпальнице под Покровским собором.
По молитвам преподобной Софии люди, притекавшие с верой в ее помощь, исцелялись от самых различных и тяжких болезней тела и недугов души. Исцелялись от головных болей, от слепоты, вставали на ноги парализованные, выздоравливали душевнобольные. В Покровский монастырь стали стекаться богомольцы с самых разных сторон Русской земли, из самых разных сословий и родов, не исключая и царского.

Молельня преподобной Софии Суздальской в
Благовещенской церкви

Благодатным событием для Покровского монастыря явилось установление почитания благоверной княгини инокини Софии, которое произошло в середине XVII века по благословению патриарха Иосифа (1642-1652). В своей грамоте первосвятитель благословил «положить покров на гробницу» святой подвижницы «и петь панихиды и молебны». Поводом для чествования старицы Софии послужили многочисленные свидетельства об исцелениях и чудесной помощи по ее молитвам. К тому же времени относится составление службы и написание ее первых икон.
В XVIII веке суздальский летописец священник Анания Федоров сделал подробную запись об исцелениях, совершенных у гробницы преподобной Софии, числом 21. Монастырская летопись пополняется сегодня уже новыми свидетельствами: это исцеления от рака, кожных заболеваний, бессонницы, инсульта, бесплодия, детских недугов…
В 1995 году произошло возрождение памяти прп. Софии с обретением ее честных мощей. В 2007 году почитание преподобной вынесено на всецерковный уровень.
Святая преподобная София Суздальская оставила о себе очень живую и назидательную память для тех, кому жизнь дорога как бесценный Божий дар, кто хотел бы обрести после этой земной, временной и тленной жизнь другую, новую и благодатную, для кого будущая вечность есть то единственное, что оправдывает наше настоящее бытие.
Хотя видимо благоверная княгиня Соломония и оставила свое земное царство, однако тем она стяжала непреходящее Царство Самого Бога, Его славу, святость и бессмертие. Ее земное неплодие, о котором часто недоумевает и воздыхает человек, Великодаровитый Господь разрешил в многоплодие духовное, совершенное и прекрасное: семьей ее стал монастырь как община небесная, а детьми – вечные христианские добродетели, умудрившие ее и давшие ей по существу и достоинству тезоименитое имя Софии.

Да сподобит и поможет нам Всемилостивый Господь подобно великой княгине Софии увидеть и познать красоту, силу и богатство духовной жизни, щедро венчающей своего труженика уже здесь неизреченной благодатью Божией и особенно обильно и бесконечно там, в Царстве Небесном, которое да наследуем мы все за молитвы угодницы Божией преподобной Софии Суздальской, ревностно подражая ей в подвигах веры и любви.

 

 

 

 

 

 

 

[email protected] All Rights Reserved. 2013